Житие святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца
«В наш век шатаний и колебаний и мысли, и совести, когда люди больше приспособляются к обстоятельствам, чем прислушиваются к велениям совести, почивший архипастырь явил высокий образец такой внутренней целостности, стойкости и прямолинейности, что равного ему трудно приискать».
«Памяти архипастыря- мученика».
Прибавления к Церковным ведомостям № 9-10. 16 (29) марта 1918 года.
«Я никого и ничего не боюсь. Я во все время готов отдать жизнь свою за Церковь Христову и за веру православную, чтобы только не дать врагам ее посмеяться над нею. Я до конца буду страдать, чтобы сохранить православие в России там, где оно началось…», - эти слова митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) произнес за полтора месяца до своей мученической кончины 25 января (7 февраля) 1918 года.
Будущий сщмч. Владимир (в миру Василий Никифорович Богоявленский) родился в большой семье скромного приходского священника села Малая Моршевка Моршанского уезда Тамбовской губернии. О чем была сделана следующая запись в метрической книге Никольской церкви: «Младенец мужского пола Василий, родился 2 января 1848 г., крещен 4 января того же года священником Петром Федоровичем Никольским. Родители: Никольской церкви священник Никифор Сергиев Богоявленский и законная жена его Ирина Антонова…»
Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение.
В 1512 году крымские татары под предводительством сыновей Менгли Гирея - Ахмат Гирея и Бурнат Гирея (Бурнаша) ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтоже во взятии града Рязани» прошли быстрым и неожиданным опустошительным походом по берегам Оки. В числе многих оказавшихся в плену был и семнадцатилетний Иоанн. Горько было положение пленника, но молитва облегчала его скорбь и доставляла сердцу такое утешение, какого не чувствовал он в родительском доме. В нем росла любовь к Богу, а с нею и преданность Его святой воле. Иоанн работал неверным со всем усердием и обучался безответному послушанию, терпению и незлобию. Пост, поначалу невольный, обратился в дело его доброго произволения. Утомительные работы занимали у него все время дня, а ночь он посвящал молитве, которая стала потребностью его души. Усердием и кротостью Иоанн расположил к себе ожесточенные сердца иноверцев, которые стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Он изучил магометанскую веру так, что мог отчетливо говорить как о содержании этой веры, так и о заблуждениях ее. Основательным познанием языка и веры татар исполнилась премудрая цель, для которой Господь попустил рабу Своему быть в плену.