Житие святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца

Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский

Святитель Варсонофий, епископ ТверскойСвятитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец пол­учил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понят­ливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чте­ние Псалтири и церковное пение.

В 1512 году крымские татары под предводительством сыновей Менгли Гирея - Ахмат Гирея и Бурнат Гирея (Бурнаша) ходили в поход на Ря­зань, но «не успев ничтоже во взятии града Рязани» прошли быстрым и неожиданным опустошительным походом по берегам Оки. В числе многих оказавшихся в плену был и семнадцатилетний Иоанн. Горь­ко было положение пленника, но молитва облегчала его скорбь и доставляла сердцу такое утешение, какого не чувствовал он в роди­­тельском доме. В нем росла любовь к Богу, а с нею и пред­анность Его святой воле. Иоанн работал неверным со всем усердием и обучался безответному послушанию, терпению и не­злобию. Пост, поначалу невольный, обратился в дело его доброго произволения. Утомительные работы занимали у него все время дня, а ночь он посвящал мо­литве, которая стала потребностью его души. Усердием и кротостью Иоанн расположил к себе ожес­точенные сердца ино­верцев, которые стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным спо­собностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Он изучил магометанскую веру так, что мог отчетливо говорить как о содержании этой веры, так и о заблуждениях ее. Основательным познанием языка и веры татар исполнилась премудрая цель, для которой Господь попустил рабу Своему быть в плену.

Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына из татарской неволи.

Возвратившись домой, по обету, данному еще в плену, он поехал в Москву, где
в Спас­о- Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение. Три года плена заменили для него послушнический искус. Отрекаясь от мира, монах умирает для него и рождается в новую жизнь, потому и дается ему новое имя. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. В Андронико­вом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522—1567), родной брат преподобного Иосифа Волоцкого, архипастырь добрый и благочестивый. Епископ Акакий, «обладавший духовною прозорливостью пастырь, св<ятому> Варсонофию весьма задолго, и именно еще во время его иеродиаконства, неоднократно предсказывал, что займет в Твери его место и будет в ней управлять людьми Божиими».

Вероятно, от Акакия о добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало из­вест­но митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсоно­фия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни. Основанная в 1361 году учеником прп. Сергия Радонежского преподобным Мефодием в лесной глуши в 25 верстах от Дмитрова на правом берегу реки Яхромы при впадении в нее реки Пешноши, в старину пустынь эта имено­валась «Никола на Песнуше».

В 1553 г. на пути в Кирилло-Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный, совершающий паломничество в благодарность за чудесное избавление от смерти. Он обратил внимание на опытного нас­тавника иноческой жизни, побывавшего в плену и знающего татарский язык и нравы этого народа. Потому, когда Казань покорилась царю Иоанну Васильевичу, и была образована новая епархия, то вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, по указу царя был направлен в Казань для основания монастыря и архимандрит Варсонофий. В неделю святых отец, 26 мая 1555 г., при звоне всех колоколов кремлевских, митрополит Макарий с епископом Крутицким Нифонтом и всеми архимандритами Московскими и игуменами, а также и святитель Гурий со своими архимандритами и освященным клиром, в присутствии царя и всего синклита, отслужили в Успенском соборе напутственный молебен. По окончании которого первосвятители Казани торжест­венно отправились в путь, длившийся два месяца.

В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с архимандритом Варсонофием и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом и иноками Пешношского и Андроникова монастыря прибыли в Казань. С крестами и хоругвями встречали их в Казанском Благовещен­ском соборе. Уже в сле­дующем 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение, устроив в Казанском Кремле Преображенский монастырь. Им был освящен и первый каменный храм монастыря во имя святителя Николая Ратного, и главный храм в честь Преображения Господня.
В уставе монастыря, написанном самим архимандритом Варсонофием, он назы­вает себя «многогрешным чернецом, что был игуменом на Песноши». Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни Казани. Через несколь­ко лет число иноков в нем доходило до ста человек. Уменье лечить болезни привлекало к нему недужных всякого рода. По воле святителя Гурия, к которому он сохранял полное послушание и сыновнюю любовь, святитель Варсонофий ревностно зани­мался обращением магометан в христианскую веру. 2 декабря 1563 года святой Варсонофий постриг в великую схиму, а 4 декабря предал погре­бению тело своего ближайшего друга и настав­ника - святителя Гурия, архиепис­копа Казанского. По смерти епископа Тверского Акакия (+1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.

Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всей своей жизнью указывая спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным под­виж­ни­ком, каким он был и в Пешношской обители, и в Казани. Ночи он проводил в молитве, дни в трудах и заботах. Отдыхая, шил клобуки для братии, непрестанной молитвой врачевал телесные и душевные болезни, обращавшихся к нему. В 1567 г. святителем Варсонофием был освящен один из 5 каменных соборов Тверской земли того времени - величественный соборный храм Вознесения Господня древнего Оршина монастыря.

В тяжелое время Господь судил ему управлять Твер­скою паствою. Царь Иоанн Грозный стал ужасом и бичом для своих под­данных, насаждая «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С болью и него­дованием видел святитель Варсонофий, как его друг, архиепископ Герман, вызванный из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, был изгнан и умер в заточении после того, как кротко напомнил царю об ответе за жестокости на суде Божием. Много страшных событий прошло перед очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Именно в Твери, в виду его палат, через Волгу, был задушен в Отроче монастыре его святой рукоположитель, митрополит Филипп, и никто не посмел дать известие о том святителю Варсонофию. В то же время страшная моровая язва опустошала Тверь и Москву. В одной обители Иосифа Волоцкого умерло до трехсот человек братии, не считая мирян. Многие селения и города опустели; церкви стояли без священников и без службы, некому было погребать умерших; голод и засуха довершали бедствия. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсо­нофий.

Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в осно­ванную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском мо­настыре, в молитве и уединении, где, по источникам XIX века, принял великую схиму. Когда по немощи он уже не мог сам ходить в церковь, любящие ученики приносили его в храм Божий, зная его любовь к богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном.

По повелению царя Феодора Иоанновича, в обители начали строить на месте деревянной каменную церковь в честь Преображения Господня. При строительстве храма в 1595 году были обретены мощи святи­телей Казанских Гурия и Варсонофия. Описание открытия мощей было сде­лано очевидцем, будущим патриархом Гермогеном, в то время Ка­зан­ским архиепископом. «Когда же, 4 октября, дошли до гробов святых отцов, то пришли сказать об этом мне, смиренному. Принесши со всем освящен­ным собором бескровную жертву Господу Богу и отпев панихиду, мы отправились в монастырь и, пришед на место, поклонились гробам преподобных отец Гурия и Варсонофия. Вскрыв гроб, мы увидали нечто совсем неожиданное: рака святого была полна благоуханного мира, мощи же святого Гурия носились, как губка, поверх мира; ни одна часть не была погружена. Нетлением одарил Бог честное и многотрудное тело его, как это видят все и ныне... Я, недостойный, много­грешною рукою коснулся святого тела, осязал ризы, в которых он был погребен, и они были весьма крепки. Попытался с силою потянуть и мантию его, и прочие погребальные одежды, и они казались крепче новых. В главах у препо­добного Гурия лежал греческий клобук вязаный, который, по сказанию учеников святого Варсонофия, был сделан препо­добным Варсонофием для Гурия, и по смерти святителя положен недоконченным в возглавие гроба его. Мы соборне осмотрели этот клобук и, взяв прядь из него, едва могли перервать ее, потому что она была крепче новой. Мы перелили благоуханное миро в новый сосуд, и православные христиане, пользуясь тем миром, непрестанно получали исцеле­ния. Потом мы открыли раку Варсонофия и увидали, что и его мощи почтены от Бога нетлением... в чем мы удостоверились, перелагая святые и чудотворные мощи обоих своими собственными руками с архимандритом Арсением из гробов в ковчеги. Дивясь неизреченному человеколюбию Божию, мы со слезами и кротостью пропели надгробные песни над преподобными отцами и поставили их поверх земли, дабы все приходящие видели их и, дивясь, славили Бога».

Святители Гурий и Варсонофий были канонизированы по указу патриарха Иова. Первое их житие составил патриарх Гермоген, а текст службы святым написал Димитрий Ростовский. Мощи святителя Варсонофия до 1918 года находились в Преображенском соборе, а затем были перенесены в Казанский Богородицкий монастырь, закрытый в 1929 году. С этого времени местонахождение мощей святителя Варсонофия Тверского остаётся неизвестным, в Национальном музее Республики Татарстан сохранились детали его раки.

Тропарь святителю Варсонофию, епископу Тверскому
Тропарь, глас 3:

Возвестителю пути спасительнаго, истинный хранителю апостольских преданий, столпе непоколебимый, благочестия учителю и Православия наставниче, святителю Варсонофие, Владыку всех моли мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Ин тропарь, глас 4:

Тихостию нрава направляемый, святителю Варсонофие, в тихое пристанище достигл еси, смиренномудрия ради удобно избежав сопротивных сетей, святою душею твоею на Небеса возлетел еси, идеже Христу предстоя, моли спастися нам, почитающим память твою.

Ин тропарь, глас 8:

По Божием законе ревнителю, лютый разрушителю неприязненныя лести, яко миром, потом своим во трудех и бдениих подвизася посреде Казанскаго царствия, обитель строя боголепнаго Преображения и великому своему учителю Гурию последуя, с нимже великий соуз имея духовный, якоже в животе, такоже и по преставлении, обретением честных мощей ваших во едино время и многими чудесы вас Бог прослави; и, радостию восходя в Небесныя обители, твердый камене веры, от иноплеменник многи скорби претерпел еси, добрый вводниче в вечную жизнь, в нюже, молим тя, введи ны, преподобне отче наш Варсонофие и моли Христа Бога спастися душим нашим.

Кондак, глас 6:

Воздержанием тело духу поработив, душу же равноангельну сотворил еси, сего ради святительства саном почтеся, чисте, Чистейшему предстоиши. Моли Христа Бога, святителю, спасти люди твоя, святе, да вси вопием ти: радуйся, отче преподобне Варсонофие, граду нашему Казани похвало и утверждение.

Кондак, глас 5:

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи, был еси, обогатив себе молитвою и постом, и тело свое веригами удручая, в полоне же от иноплеменник много пострадал еси. Непоколебим верою многая лета, ангелом купно соединим, бесовская ополчения огорчаваше. Последуя безмездником Косме и Дамиану, врачебною хитростию многия исцелил еси. Темже ныне честное и боготрудное тело твое, от земных недр обретенное, чудесы Господь прослави, исцеляеши бо многонедужныя не токмо у гроба, но и от честных вериг подаеши неоскудно целебныя дары приходящим с верою.

Величание

Величаем тя, святителю отче Варсонофие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.