Печать

По традиции в день празднования иконы Божией Матери «Знамение» Божественную литургию, а накануне Всенощное бдение,  в   нижнем храме Воскресенского собора Свято-Варсонофиевского женского монастыря совершил 10 декабря 2018 года Преосвященный Климент, епископ Краснослободский и Темниковский.

Его Преосвященству сослужило  духовенство монастыря во главе с архимандритом Алексием (Дегаевым), диаконский чин возглавил старший диакон епархии иеродиакон Филарет (Иванцов). За богослужением молились игумения Варсонофия с сестрами, многочисленные прихожане и паломники обители. Неспешно и благодатно шла служба, казалось время потеряло свою власть над  молящимися в храме.

На запричастном стихе проповедь произнес иеромонах Лука (Чалдаев). По окончании Богослужения Преосвященный Климент поздравил всех с престольным праздником и обратился к предстоящим с архипастырским словом.

«Всечестная матушка игумения Васронофия с сестрами святой обители сея, всечестной архимандрит Алексий, отцы, братия и сестры, сегодня вся полнота Русской Православной Церкви чтит  древнейший чудотворный образ Пресвятой Богородицы и Девы Марии, именуемый  «Знамение». Сегодня в Варсонофиевской  обители престольный праздник. Придел, в котором мы с вами находимся,  посвящен иконе «Знамение».

Все мы, дорогие братья и сестры, заботясь о своей душе, устремляемся в монастыри. Почему это происходит? Да потому, что до сего дня во всех монастырях Святой Руси теплится молитва, горит неугасаемая лампада, которая возгревает сердца не только насельников, но и паломников.  Так и в этой святой обители. Мы видим, что благодать Божия почивает здесь. Ведь здесь  ежедневно совершается Божественная литургия,   утром и вечером   сестры совершают монашеское правило,   днем и ночью неусыпно читается Псалтирь,   монашествующие  жертвенно предают себя Богу и ближним. Когда мы приезжаем в обитель, мы чувствуем особую благодать.  Мы находимся под Покровом Царицы Небесной. 

Часто мы думаем, что спасение и заключается в том, что   мы приехали в монастырь, заказали требы, поставили свечи и помолились на службе. Смею вас разочаровать. Все, что я перечислил, не самоцель, а  средства  нашего спасения. Средства, которые могут помочь нам исправиться,  обратиться от прежнего греховного жития к перерождению, к святости и чистоте. Другими словами, пребывая в монастыре, мы должны переродиться, оставить ветхий греховный образ жизни, обновиться во Христе. Если нам удастся это, то мы преобразим и всех и вся.

Но зачастую  получается обратное.  Казалось бы, мы посетили святое место, душа ликовствует, дух  устремляется к Первопричине –Богу,  но стоит нам выйти за порог монастыря и соприкоснуться с греховным миром, как прежний образ жизни возвращается к нам. Здесь и кроется  главная причина нашего нестроения. Мы не можем сохранить благодать, данную нам Богом. Получается же по слову апостола Петра, как «пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи», так и мы влечемся ко греху, вредным привычкам, страстям, уподобляясь скотам бессмысленным.   И апостол Павел, видя это страшное противоречие в самом себе в  7 главе Послания к Римлянам говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». И вопиет О, Господи «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?»

Мы все должны знать и понимать, что мы стоим на передовой духовной жизни, пребывая в брани с врагом рода человеческого.  И «наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной». 

А для брани мы должны вооружаться. Ценнейшее оружие, указанное Господом, -  пост  и молитва.  После Преображения Господа нашего Иисус а Христа, когда Он с апостолами  Петром и братьями Зеведеевыми  Иаковом и Иоанном  спустился  с горы Фавор, Его встретили  ученики и просили исцелить по просьбе страждущего отца бесноватого сына, которого они не смогли исцелить. Помните, как ответил отец на вопрос Господа: «Веришь ли?» «Верую, Господи, помоги моему неверию!»  Как часто и мы в своей жизни проявляем страшное маловерие.  Как часто наша вера оказывается поверхностной. И нам подобает вопить, как  отец отрока: «Верую, Господи, помоги моему неверию!»

Когда Господь изгнал беса, отрок лежал бездыханным. Окружающие думали, что он умер. Но что невозможно человеку, возможно Богу.  Господь  - Податель всяческих благ, Податель самой жизни.  Когда ученики обратились к Своему Учителю и спросили, почему они были бессильны исцелить отрока. Господь указал на то, что этот род врага рода человеческого  изгоняется  только постом и молитвой. 

Вот почему христиане должны вооружаться постом и молитвой и стоять на страже своей души.  Все святые отцы, подвижники веры, аскеты говорят о том, что мы должны стоять на страже своего ума. Это высочайший подвиг.  Потому что среднестатистический человек думает: главное мне не сделать греха, т.е. он пытается не осуществить грех, который уже вошел через его ум. А надо на уровне ума уже отсекать все греховные помыслы. Один святой отец  говорит, что наша голова словно вертолетная площадка, на которую враг рода человеческого засылает множество греховных помыслов.

К сожалению, мы с вами  являемся  хорошо замаскированными грешниками.  Мы хотим показаться добрыми, благочестивыми, многое делая напоказ, уподобляясь «гробам повапленным». Лакированный гроб внешне – произведение искусства, созданное из дорогущего материала, с  инкрустацией и цветами. А внутри, что находится?!    Господь говорит, что внешне мы красивы, а внутри полны всякой нечистоты. Вот почему в нас нет силы Духа Святого.  Мы кажушиеся. А нужно не казаться, а быть.  Быть вместилищем Духа Святого.

Монастыри имеют все необходимые условия для того, чтобы мы могли переосмыслить свою жизнь,сделать глубокий анализ  прожитого.  Время скоротечно, дни лукавы.  Большинству уже не двадцать, и даже не тридцать – сорок, а пятьдесят и больше. Как промчалась жизнь! Апостол Иаков восклицает: «Что такое жизнь ваша? Пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий».  Если бы мы, дорогие брать и сестры, задумывались над этим, у нас бы не оставалось времени  и места в сердце для склок, раздоров, злобы и мщения.

Помните, как рассуждал безумный богач в Евангелии, когда собранный урожай не вмещался в его хранилища?  «Вот, что я сделаю! Я разрушу старые житницы, а построю новые более вместительные и обширные. И скажу душе моей: «Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись!» А Господь говорит: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя».  Как часто мы читаем эти строки, и осуждаем этого безрассудного богача. Но никак не поймем, что Господь обращается ко всем нам.  Мы уподобляемся этому безумному богачу, когда выстраиваем свою жизнь. Как епископ, я часто встречаюсь с людьми. Спрашивая : «Почему Вы в храм не ходите?», слышу ответ: « Вот когда выйду на пенсию, буду ходить, а сейчас времени совсем нет». Ведь можно тоже воскликнуть в ответ: «Безумный, ну с чего ты решил, что доживешь до пенсии?! Ведь не ты управляешь своей жизнью, а Господь дает ее тебе». И сколько таких случаев, когда молодые умирают. Но враг обольщает нас, что это случается с кем-то, а с нами будет по-другому.  Будем помнить о бренности нашего тела, о жизни, которая подобна пару, будем заботиться о своей душе, о своем будущем.

Наша жизнь имеет начало и конец.  Жизнь Бога не имеет ни начала, ни конца. Что мы с собой возьмем в вечность? Что ожидает нас там? Огонь, тьма кромешная, червь неусыпающий, плач и скрежет зубов  или  радость в Царствии Небесном. Наше спасение зависит от нас.

В моем детстве бабушки, которые были просты, но рассудительны и мудры, говорили:  «Ну, ничего сыночек, пей, ешь, веселись – это твоя жизнь. Но пойдешь в ад – не вини никого».

Господь дал нам все необходимое для спасения – Церковь, которую Он омыл Своею кровию, принеся Себя в жертву за всех. И если мы продолжаем грешить, то своими грехами распинаем Господа нашего Иисуса Христа.

Дай Бог, что бы мы, дорогие братья и сестры,  пребывая в святых обителях,   перерождались внутренне, изменялись умом, становились новыми людьми во Христе, пребывая в святости и благочестии, творя добрые дела».