Истоки (Покровские Селищи, Новые Выселки

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ХРАМОВ В СЕЛЕ НОВЫЕ ВЫСЕЛКИ

В середине XIX века из Покровских Селищ выделилось новое село - Новые Выселки (Бозуновка). В нем в 1854 году на средства прихожан была выстроена деревянная Покровская церковь, а в 1869 году - теплая Никольская.

В селе служил старший брат священномученика Владимира (Богоявленского) протоиерей Иоанн (Богоявленский). Он закончил Тамбовское духовное училище и семинарию, где учился на одном курсе с Александром Васильевичем Вадковским, будущим митрополитом Антонием. Семьи Вадковских и Богоявленских объединяли дружеские связи и общие взгляды на жизнь.

В октябре 1866 года Иван Никифорович женился на Марии Братановской - дочери настоятеля храмов в с. Дубасово и Мордовский Пимбур Иване Амплиевиче Братановском, а 17 декабря был рукоположен во священника. Его жена умерла молодой, оставив отцу Иоанну троих детей. Чугунное надгробье Марии чудом сохранилось и теперь находится на местном кладбище. На нем надпись: «Под сей доской погребена здешнего села священника Иоанна Братановского дочь, а священника Иоанна Богоявленского жена. Родилась она 17 июля 1843 г. Вступила в брак 9 октября 1866г. Скончалась 1 мая 1877г».

А здесь отца Амплея внука

Укрылась от земных сует.

Какая с ней была разлука,

Того изречь уменья нет.

 

Отец и муж с тремя детьми

Свое с ней счастье погребли.

И с сладкими простясь мечтами,

В слезах ко Господу рекли:

 

Сладчайший христиан Спаситель

Марию грешную прости,

Всели ю в райскую обитель,

И к лику праведных причти.

М.Г.Сперанский, сын диакона с. Зарубкина и Новых Выселок, так писал о прот. Иоанне в своем дневнике: «О. протоиерей Богоявленский тоже родился с крестом - он жизнь свою коротает вдовцом, сына схоронил, да много, много кое-что видел. Тяжелый крест подъял в своей жизни…»

В Новых Выселках после смерти мужа жила мать сщмч. Владимира и протоиерея Иоанна - Ирина Антоновна. Она упокоилась в 1895 году и была похоронена у алтаря Покровской церкви.Митрополит Владимир задумал построить над могилой родительницы грандиозный по размерам и облику каменный храм с престолом Покрова Пресвятой Богородицы и приделами в честь святого равноапостольного великого князя Владимира и святой мученицы Ирины. Летом 1899 года строительное отделение Тамбовского губернского правления, принимая во внимание« громадные размеры высоты церкви», учитывая «недостаток удовлетворительных строительных материалов и рабочих», «крайне слабый местный кирпич» и отсутствие «постоянного технического надзора», рекомендует строителям не рисковать прочностью постройки и сократить размеры церкви. Однако, митрополит Владимир решает не изменять проекта московского архитектора А.С. Каминского и возвести в Новых Выселках храм-копию Спасо-Преображенского собора Николо-Угрешского монастыря.

В 1890 годы Каминский редактирует журнал "Художественный сборник работ русских архитекторов и инженеров", на страницах которого впервые были опубликованы чертежи Спасо-Преображенского собора. По смете на строительство собора в Угреше требовалось более двух миллионов кирпичей, кроме камня для фундамента и цоколя. Постройка должна была обойтись в 300 тысяч рублей, несмотря на то, что камень безвозмездно жертвовали собственники каменоломен. Настоятель Николо-Угрешского монастыря преподобный Пимен говорил: "Храм Божий сам себя строит, начни помолясь - и работа пойдет. […] Такую махину вдруг выстроить нельзя: Исаакиевский собор сколько времени строился - капитала всего налицо не было, чего стоил он? И достроился. Храм Христа Спасителя строился более сорока лет... Ну а на Угреше храм поменьше, при помощи Божией, можно надеяться, что лет в десять-двенадцать придет к окончанию". Вчерне Спасо-Преображенский собор был выстроен за 8 лет, а через 14 лет после начала строительства был торжественно освящен. Через три года после освящения храма, в 1897 году Александр Каминский умер. Художник и архитектор, он создал единый образ храма, в котором все - от иконостаса, росписи интерьера до шелковой занавеси было выполнено по его рисункам.

А 3 (16) октября 1899 года на месте упокоения матери митрополита Владимира было положено основание Покровскому собору в селе Новые Выселки Спасского уезда Тамбовской губернии. Вот как о закладке храма повествуют священник села Малой Моршевки Павел Багрянский в «Тамбовских епархиальных ведомостях».

«В воскресенье, 3-го числа октября, в селе Новых Выселках происходило достопримечательное и совсем редкостное по нашим захолустным селениям событие: в этот знаменательный день Высокопреосвященным Владимиром, Митрополитом Московским, положено основание, совершена закладка обширного храма над могилою и прахом его матери, рабы Божией Ирины. Еще накануне, 2-го октября, в 6 часов вечера Его Высокопреосвященство прибыл из Москвы, в сопровождении о. архимандрита Валентина, настоятеля Николо-Угрешского монастыря, с диаконом при храме Христа Спасителя о. Розовым и одним иподиаконом на станцию «Зубова Поляна» Московско-Казанской железной дороги, отстоящую в 12 верстах от Выселок. Встреченный в вагоне братом своим, священником села Новых Выселок о. Иоанном Богоявленским, и другими сродниками – священниками, Владыка Митрополит проследовал на платформу и в вокзал – станцию, где около получаса благословлял во множестве собравшуюся здесь публику. Своею величественною осанкою, своим кротким взглядом и милостивым, смиренным разговором производил на всех присутствующих глубоко чарующее, умилительное впечатление… Со станции Владыка проследовал прямо в Ново-Выселскую церковь для служения всенощного бдения. Прибывший из Москвы с Владыкою о. диакон звучным, сильным басом возгласил: «Восстаните», - и воцарилась в храме ничем невозмущаемая, священная тишина, и понеслись к Престолу Всевышнего умиленные и усердные моления массы народной в несколько тысяч».[…] На литию и величание в честь Покрова Пресвятой Богородицы выходил сам Высокопреосвященный Владимир в сослужении о. архимандрита Валентина, иерея из г.Керенска и восьми священников, родственников владыки. Служение было величественное, умилительное и в высшей степени торжественное, на клиросах пели местные приходские певчие. Молящихся помазывал святым елеем более часа сам Владыка. По окончании «всенощной», он долго благословлял народ».

На другой день митрополит Владимир торжественно совершил Божественную литургию в сослужении священников Тамбовской епархии. За богослужением пели певчие из соборной церкви города Спасска. Молящихся было несколько тысяч человек, - «много было народа пришлого из разных селений, за верст 20 и 30, прибывшего помолиться и повидать никогда не виданное служение митрополита. По окончании литургии была торжественно совершена закладка храма. Владыка призвал всех принять «посильное участие в созидании храма Божия пожертвованиями и личными трудами». После службы Владыка гостил в доме своего брата о. Иоанна Богоявленского. Вечером митрополит Владимир совершил в Покровской церкви панихиду по своим родителя, а на могиле матери – литию. «…Владыка земно поклонился и благословил могилу и прах дорогой родительницы своей». Утром следующего дня прихожане и родственники проводили Владыку на станцию.

Такого масштабного строительства в округе не знали. Храм строили всем миром. Недалеко от стройки, в овраге возвели кирпичный завод. На нем формовали и обжигали кирпичи для храма. По воспоминаниям уроженца Новых Выселок Ивана Артемьевича Ташкаева, качество кирпича отец настоятель проверял лично, роняя кирпичи с высоты на камень. Если разбивался хоть один, то забраковывали всю партию, и работникам за некачественный труд не платили. По наказу протоиерея Иоанна старики из села следили за тем, чтобы все кирпичи мочили перед кладкой. Клали стены каменщики из Вадинска. Фундамент Нововыселского храма, как и собора в Николо-Угрешском монастыре, было решено сделать из дикого камня. А в округе его не было. На крестьянском сходе решили, что каждое подворье имеющее лошадь, поставит по 3 подводы камня. Многие селяне жертвовали на строительство храма, но основные средства выделял из своих доходов митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский). Жители села вспоминали, что видели бумажные банкноты и золотые червонцы, привозимые в мордовских вышитых скатертях, завязанных узлом крест- накрест.

Но приподнятое, радостное настроение во время строительства храма омрачала блаженная девица Дарья из села Покровские Селищи. Она пророчила осквернение и скорое разрушение Покровского собора. Тогда ее странным словам старались не придавать значения. Она же провидела, что на Покровских Селищах почиет благодать, ив ее родном селе «возгорится свеча от земли до неба».

С именем митрополита Владимира в Тамбовской епархии связаны важнейшие церковные события начала XXстолетия - торжества канонизации преподобного Серафима Саровского (1903) и святителя Питирима (1914). Постановления Святейшего Синода о их канонизации и открытии мощей были подписаны митрополитом Владимиром. Он же и принял участие в торжествах канонизации. В 1903 году, во время Серафимовских торжеств, селищенские и бозуновские мужики вошли в состав охраны царского поезда. С тех пор святой преподобный Серафим Саровский особо почитается местными жителями, и некоторые из них бережно хранят золотые монеты с профилем святого царя-мученика Николая II, раздававшиеся на праздновании.

Освящение храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы состоялось при митрополите Владимире 15июля 1907года. Народная память сохранила, что жители Новых Выселок расставили вдоль дороги столы с щедрым угощением. После освящения собора митрополит Владимир не мог подойти к каждому из-за скопления народа, но благословлял детей, раздавая им маленькие подарки и спрашивая: «Кинь нят цёранесь?», т.е. «Чей это мальчик?» Так он подошел к маленькому Ивану (Ивану Артемьевичу Ташкаеву), возложил на голову правую руку и подарил крестик. Боковые приделы во имя мученицы Ирины и равноапостольного князя Владимира были освящены в следующем году Иоанном Богоявленским.

При храме была открыта церковно-приходская школа, ежегодно в нее поступали и заканчивали её более 30 человек. Учителями были дьяконы Константин Молчанов, Александр Сидоров, отец и сын Горностаевы (Семен и Василий). За отличную организацию обучения школа была награждена Священным Синодом Библией в подарочном переплете и денежной премией в сумме 500 рублей серебром.Прихожанами Нововыселского храма особо почиталась икона Божией Матери «Достойно есть», выписанная с Афона.

Октябрьская революция 1917 года резко изменила привычное течение жизни. В 1918 году мученически закончил свою жизнь митрополит Владимир. Ненамного пережил своего строителя и грандиозный каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы в Новых Выселках.В 1922 году, в ходе кампании по изъятию церковных ценностей с икон Покровского собора были сняты дорогие оклады, частично разобран иконостас. Гонения на Церковь набирали обороты.

Перед нами скупые строки персональных данных священников храма Покрова Пресвятой Богородицы в селе Новые Выселки, за которыми жизнь христиан, преданных Христу даже до смерти.

ВЕРГАЗОВ ИЛЛАРИОН МИХАЙЛОВИЧ, 1894 г.р., уроженец и житель с. Новые Выселки, священнослужитель, женат, имел 1 ребенка, осужден 03.12.29 Коллегией при ОГПУ по ст. 58-10, 58-11 УК РСФСР к 5 годам заключения в концлагерь, реабилитирован 12.12.90.

ТАШКАЕВ ПАВЕЛ ДАНИЛОВИЧ, 1887 г.р., уроженец и житель с. Новые Выселки, священнослужитель, женат, имел 4 детей, арестован 11.10.29 по ст. 58-10 УК РСФСР, дело прекращено 10.11.29 за недостаточностью доказательств, 19.02.31 Мордовским областным судом по ст. 58-10, 17-58-8 УК РСФСР осужден к высшей мере наказания — расстрелу, реабилитирован 30.01.98

ШИРЯЙКИН ИВАН ПРОКОПЬЕВИЧ, 1887 г.р., уроженец и житель с. Новые Выселки, священнослужитель, холост, осужден 19.02.31 Мордовским областным судом по ст. 58-10, 17-58-8 УК РСФСР к высшей мере наказания — расстрелу, реабилитирован 20.01.98.

С образованием колхоза в храме расположили колхозный склад. Председатель колхоза и председатель сельского Совета вывезли на луга и сожгли при большом стечении народа оставшиеся иконы и церковную утварь. В Никольской церкви села Старая Потьма можно увидеть сохранившиеся иконы равноапостольного князя Владимира, святителя Николая и великомученика Георгия из местного ряда иконостаса Покровского собора.

Во время Великой Отечественной войны в соборе располагался лагерь для военнопленных, строивших шоссейную дорогу Москва – Куйбышев. Весной 1943 года было принято решение храм взорвать, а кирпич использовать для строительства дороги. Взорвать храм динамитом не удалось, через неделю мощными авиационными бомбами храм был уничтожен. Могилы священников, расположенные возле алтаря храма сравняли с землей, а надгробья вывезли.

После войны, в пасхальные дни 1946 года на руинах храма дети нашли дарохранительницу, которую приняли за макет церкви. Дарохранительница- это ящичек в виде небольшой церковки, внутри которого - ковчежец с Дарами в виде ларца или саркофага. Дарохранительница находится валтарена престоле, в ней хранятся Святые Дары для причащения больных или умирающих. Она, по утверждению очевидца – Андрея Ивановича Ташкаева, была выполнена из бронзы и позолочена. Крест главного купола был немного изогнут. Врата ее открывались, а внутри находился золотой гроб из чистого золота. Дарохранительницу передали в Сельский Совет, вывезли в районный центр, а позже в Москву. Возможно, теперь дарохранительница Покровского собора с. Новые Выселки находится в музеях Кремля.

Миновали безбожные годы. В 1991 г. образовалась самостоятельная Саранская епархия, которую возглавил архиепископ Варсонофий (ныне митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии). В том же году жители села Покровские Селищи обратились к церковным и светским властям с просьбой о возвращении, превращенной в клуб, Никольской церкви с. Покровские Селищи. В 1992 г. Никольская церковь была возвращена верующим. 7 февраля 1992 года в Покрово-Селищенской церкви, вновь освященной в честь святителя Варсонофия, епископа Тверского, Казанского чудотворца, настоятелем иеромонахом Алексием (Дегаевым) была отслужена первая Божественная литургия. У Бога не бывает случайностей: 7 февраля – день представления сщмч. Владимира, митрополита Киевского, а 1992 год – год прославления и обретения его святых мощей.

Почти 70 лет село Новые Выселки оставалось без храма. Летом 2011 года по благословению митрополита Варсонофия, Управляющего делами Московской Патриархии, началось строительство монастырского подворья в селе Новые Выселки. Владыка благословил посвятить храм священномученику Владимиру, митрополиту Киевскому и Галицкому. А 27 июня 2012 года уже засияли над деревянной церквушкой купола с крестами. В этот день праздновалась 20-летняя годовщина обретения святых мощей сщмч. Владимира. Особая милость и благословение Божие было в том, что эти два события совпали.27 июня, после совершения Божественной литургии из Воскресенского собора Свято-Варсонофиевского монастыря к храму сщмч. Владимира двинулся крестный ход. По дороге к нему присоединялись жители окрестных деревень. Радость переполняла сердце, пасмурная погода совсем не портила настроение, усталости не чувствовалось. На трассе М-5 Москва-Урал крестный ход почтительно пропускали легковые машины и фуры, казалось, что они тоже присоединялись к нему. Чувствовалось, что для водителей, это не помеха в пути, а Божие благословение. Народное величание перекрывало шум моторов. Не покидало ощущение торжественности и важности события. А в Новых Выселках уже ждали крестный ход с хлебом-солью. При стечении множества прихожан чин освящения крестов совершил духовник монастыря игумен Алексий в сослужении духовенства митрополии. Под народное пение шли поклониться кресту монашествующие и миряне. Благоговейно прикладывались они к святыне, которая вскоре вознеслась в небо. Вновь над Новыми Выселками вознесся Крест – символ исповедания веры, символ нашего спасения, символ вечной жизни.


Тропарь сщмч. Владимиру, митр. Киевскому и Галицкому, глас 4:

Веры православныя непорочный блюстителюи заповедей Христовых усердный исполнителю, священномучениче Владимире,Христа всем сердцем возлюбив, паству твою добре упасл еси, незлобиво мученическую смерть приял еси. Сего ради в вечной славе пребывая,моли спастися душам нашим.

Молитва сщмч. Владимиру, митр. Киевскому и Галицкому

О священномучениче и исповедниче Христов Владимире!
Услыши слезныя молитвы чад твоих и воздыхания, сердцем сокрушенным и смиренным приносимыя.Се бо беззаконии омрачихомся и того ради бедами, яко тучами, обложихомся.Но ты, святе Владимире, понеси яко сильный немощи наша, не отлучайся от нас духом,да не разлучимся в конец от любве Божия.
Призри милостивно на предстоящия и молящияся пред святою иконою твоею
и вся прошения их во благое исполни.Веруем бо, яко твоих страданий ради за отечество и люди российскиявелие дерзновение ко Господу имаши.Егоже умоли, да укрепит ны в Православии и единомыслии и непоколебимом даже до смертиисповедании веры Христовы, страну нашу да спасет от междоусобныя брани,пастырем нашим да подаст духовное трезвение и ревность о спасении пасомых,правителем же суд и правду, обидимым заступление, недугующим душ и телес исцеление.Мы же, грешнии, твоим предстательством укрепляеми, восхвалим Господа Иисуса Христа,Емуже слава подобает, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем и Пресвятым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Тропарь новомученикам и исповедникам Российским, глас 4:

Днесь радостно ликует Церковь Русская, яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя: святители и иереи, царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини, преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы, во дни гонения безбожнаго жизнь свою за веру во Христа положившая и кровьми Истину соблюдшия. Тех предстательством, долготерпеливе Господи, страну нашу в Православии сохрани до скончания века.

Молитва новомученикам и исповедникам Российским

Святии новомученицы и исповедницы Церкве Российския, услышите усердную мольбу нашу! Вемы, яко нецыи от вас, еще отроцы суще, послушающе о древлих страстотерпцех, в сердце своем помыслиша, колико прелюбезно и доброхвально есть таковым подражати, ихже ни муки, ни смерть не разлучиша от любве Божия. Благо же вам, яко последовали есте вере и терпению тех, о нихже слышасте и ихже возлюбисте. А понеже на всякое время возможно есть наити на ны испытанием нечаянным, испросите от Господа нам мужества дар, иже толико благопотребен есть в житии человечестем. Вся концы отечества нашего страданьми своими освятившии, яко общии за вся ны молитвенницы, умолите Бога избавити люди Своя от ига, ужаснейшаго паче всякаго иного. И да отпустится нам и всему роду нашему грех, на народе российском тяготеющий: убиение царя, помазанника Божия, святителей же и пастырей с паствою, и страдания исповедников, и осквернение святынь наших. Да упразднятся расколы в церкве нашей, да будут вси едино и да изведет Господь на жатву делатели Своя, сиесть да не оскудевает церковь пастырьми добрыми, иже имут просвещати светом истинныя веры столь великое множество людей, вере ненаученных или от веры отвратившихся. Недостойни есмы милости Божия, обаче страданий ради ваших Христос Бог наш да ущедрит и помилует всех нас, в помощь вас призывающих. Мы же Ему, Спасителю нашему, со Отцем и со Святым Духом сокрушение о гресех и благодарение за вся всегда да приносим, славяще Его во веки веков. Аминь.