Крестовоздвижение

27 сентября 2017 года, в  праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в Варсонофиевском храме Свято-Варсонофиевского монастыря была совершена Божественная литургия, а накануне Всенощное бдение с чином Воздвижения Креста.

В этот день Православная Церковь вспоминает, как в 326 году в Иерусалиме святой царицей Еленой был обретен Крест. Произошло это около горы Голгофы, где был распят Спаситель. Крест с благоговением омыли, и Иерусалимский патриарх Макарий стал показывать святыню собравшемуся народу. Чтобы все могли увидеть  Крест, он воздвигал, то есть поднимал, его. При этом Крест обращали ко всем сторонам света по очереди. Люди поклонялись Животворящему Кресту и молились: «Господи, помилуй!»

Поскольку Крест был обретен в дни празднования Пасхи, то первоначально праздник совершался на второй день Пасхи.

А в VII веке с воспоминанием обретения Креста Господня было соединено и другое воспоминание – возвращения Древа Животворящего Креста Господня из Персидского плена, где оно пребывало 14 лет. После победы над персами император  Ираклий   босой, в смиренной одежде внес Крест Господень   в Иерусалимский храм, откуда он   был ранее похищен персами. Это событие и совершилось 14 сентября или 27 сентября по новому стилю.

Таким образом, в празднике Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня   соединились два радостных события: обретение Креста Господня и возвращение его из персидского плена в Иерусалим.

Воспоминая их,  в Свято-Варсонофиевском монастыре ежегодно совершается чин Воздвижения Креста. Крест износится на середину храма,   и после  троекратного каждения и поклонения   до земли перед Святым Крестом иерей Василий Куликов начинает первое воздвижение Креста на восток. Стоя на некотором расстоянии от Креста, иерей Николай Горноухов  с кадилом в руке возглашает ектенью. Хор поет сто раз «Господи, помилуй».

При пении первой половины сотницы, отец Василий медленно преклоняет свою голову с Крестом,   склоняясь почти до земли. Крест омывают, окропляют кропилом из иссопа. По мере преклонения Креста склоняются головы сестер и прихожан, понижаются голоса поющих   и почти стихают. При пении второй половины сотницы  Крест медленно поднимается. С такой же постепенностью пение усиливается и заканчивается громким и торжественным «Господи, помилуй».

И вот уже лобызают Крест и помазуются елеем радости насельницы монастыря и прихожане. Радость и скорбь, ликование и трепетное молчание удивительным образом наполняют душу.

«... Крест нам говорит о том, как дорог человек Богу и как дорого стоит эта любовь. На любовь можно ответить только любовью, — ничем другим нельзя откупиться за любовь.

Всмотримся в Крест. Если близкий нам человек умер бы за нас и из-за нас, разве наша душа не была бы до самых глубин потрясена? Разве мы не изменились бы? И вот: Господь умер — неужели останемся безучастны? Поклонимся Кресту, но поклонимся не только на мгновение: поклонимся, склонимся под этот Крест, возьмем, по мере наших сил, этот Крест на свои плечи, и пойдем за Христом... И тогда мы соединимся с Ним в любви, тогда мы оживем страшным Крестом Господним, и тогда Он не будет стоять перед нами, осуждая нас, но спасая и вводя в бесконечную, торжествующую, победную радость вечной жизни» -, говорил митрополит Сурожский Антоний.

Животворящий Крест, вынесенный на середину храма в праздник Воздвижения, лежит на аналое до дня его отдания. У каждого есть возможность прийти в храм и поклониться Кресту с распятом на Нем за нас Спасителем.